Со словами «обучение животного» у нас, как правило, ассоциируется дедушка Дуров или знаменитый зоопсихолог
Карен Прайор. Однако обучение, происходящее в естественных условиях, куда многограннее и интереснее, нежели дрессура,
пусть даже в исполнении таких легендарных личностей.
Долгое время в науке, не говоря уж о массовом сознании, доминировала идея, что человек —венец творения, поэтому
ему доступно многое, немыслимое для животных. В том числе и способность учиться. Животные якобы управляются
только врожденными инстинктами, и единственный способ научить их каким-либо трюкам —сделать так, чтобы естественное
поведение зверей выглядело как нечто новое. Ну или бить их, тогда и заяц курить научится. Что характерно, последнее
почему-то нисколько не отменяло привычного мнения о «только врожденном».
С появлением и развитием этологии стало ясно, что все совершенно не так. Наиболее ярко это видно на примере разных
племен шимпанзе. Эти приматы живут достаточно обособленными группами, и во многих группах можно обнаружить
такое поведение, которое не встречается у других. Так, в одном из племен шимпанзе вытирают листьями гениталии
после спаривания. А в другом детеныши играют в куклы: девочки, а иногда и мальчики нянчат деревяшки, укачивают
их, как младенцев, спят с ними в обнимку, строят маленькие гнезда, похожие на те, в которых ночуют сами обезьяны.