К двум годам они уже умеют использовать «наковальню» или «молоток», но еще не оба камня сразу. И только
в три с лишним года осваивают всю «технологическую цепочку». Те, кто не научился до пяти лет, —не научатся
никогда. Таких в лесах Боссу около 25%.
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
Обучаются все, это отнюдь не удел только высокоорганизованных существ. Хотя чем более развитым мозгом обладает
животное, тем больше его способности к разнообразному научению.
Обязательное условие для обучения —наличие памяти. А для того чтобы сформировалась полноценная память,
как кратковременная, так и долговременная, достаточно всего... трех нейронов. Это доказал нобелевский лауреат
Эрик Кандель, американский нейробиолог, объектом исследования которого был моллюск морской заяц. Оказалось,
что весь процесс запоминания можно свести к простой модели. Моллюска нежно трогают за сифон и сразу же сильно
бьют по хвосту. Информация об ударе поступает по одному сенсорному нейрону. Защитной реакцией на удар является
втягивание жабр и выбрасывание в воду чернил. В следующий раз моллюска не бьют. Второй сенсорный нейрон получает
сигнал от сифона моллюска, к которому что-то прикоснулось, и передает информацию моторному нейрону —тот заставляет
сокращаться мышцы, втягивающие жабры, и выбрасывать чернила. Моллюск с одного раза запомнил, что за
прикосновением последует боль, и реагирует, не дожидаясь ее.