Это и есть научение —появление адаптивных изменений поведения в результате приобретенного опыта. Несмотря на
то что даже простейшие организмы способны к обучению, важно бывает не перепутать и не принять более простые его
формы за более сложные. Например, инфузории обычно плавают хаотично, но если поместить их в очень мелкий и узкий
сосуд, то траектория их движения будет зависеть от формы сосуда. В круглом они будут двигаться по восьмиугольной
траектории, в квадратном —по квадратной, но косо расположенной по отношению к стенкам сосуда и т. д. Если инфузорий
перенести в сосуд новой формы, они какое-то время двигаются так, как «привыкли» в предыдущем. С виду —типичный
условный рефлекс. На самом же деле секрет —во врожденном поведении инфузорий. Они хаотически перемещаются в
жидкости, бедной кислородом и богатой углекислым газом. В мелкой посуде жидкость быстро обогащается кислородом,
а в такой среде инфузория двигается по прямой, сворачивая под определенным углом, когда натыкается на стенки.
То есть имеет место одна из двух примитивнейших форм обучения —сенсибилизация, увеличение чувствительности к
раздражителю. Поэтому при исследовании обучения и поведения животных в целом всегда следует быть осторожным и
придерживаться правила, провозглашенного знаменитым психологом Ллойдом Морганом еще в XIX веке: «Нельзя считать
то или иное действие результатом работы психической способности более высокого уровня, если это действие можно
объяснить способностью низшего порядка».