Сотовая связь у «столичных» жителей появилась только в прошлом году. В советские времена в Лорино был
колхоз - передовик, обеспечивавший китовым мясом самую крупную на Чукотке звероферму. Мужчины работали в море, а
женщины шили и снабжали семьи партийных начальников всего северо-востока Советского Союза торбозами, кукулями и
знаковыми песцовыми шапками, которые их владелицы гордо носили, не снимая ни на собраниях, ни в кино, ни в гостях.
Мир становится другим, и чукчи тоже понемногу меняются. Еще лет сорок назад можно было увидеть, например, такую сцену:
вот по улице Лорино осторожно шагает мимо осенних луж учительница и видит курящего трубку 12 - летнего Тагроя.
«Ты идешь сегодня в школу?» —«Кырым! Тривинигъэ!» Сейчас дети самодельные трубки уже не курят. В местном магазине есть
дешевые сигареты без фильтра... Приезжающие сюда порой с материка учителя, не знакомые с особенностями традиционного
воспитания, вначале втайне считают детей береговых чукчей умственно отсталыми. Полное отсутствие интереса к риторике
ставит преподавателей в ту пик. Дети чукчей редко задают вопросы. Семейная народная педагогика состоит из трех
методов: рылъунэтэ, рывэтгавата и рымнылява с упором на «показывать».